«Град Суздаль издревле
преславный и знаменит бысть от многих и много народин », - такими
словами повествует летопись о древнем городе Суздале. Когда-то
стольный город великого княжества, наследник Киева и предвестник
Москвы, город, у которого Владимир, став столицей не отнял особого
значения. Суздаль на многие века сохранил свое величие в красоте
многочисленных соборов и церквей, свидетелей его былой славы и
значимости.
Место, где основан
Суздаль, было, заселено славянскими племенами не позднее IX века или
ранее. Летопись связывает его с названием Суждаль, в дальнейшем
ставшим названием города. Город вырос из древнего поселения в
центре черноземной полосы на склоне узкого мыса, омываемого стрех
сторон речками Каменкой и Гремячкой.
Суздаль упоминается в
Лаврентьевской летописи под 1024 годом, что принято считать первым о
нем свидетельством. К тому времени он не только уже существовал, но
занимал видное место среди городов русских земель.
Христианство
установилось в Суздальской земле после многолетней борьбы с
язычеством. Еще долгое время народными верованиями управляли волхвы.
По их наущению в 1024 году был поднят мятеж. В то время
Ростово-Суздальская земля уже принадлежала великому киевскому князю
Ярославу Мудрому. Несколько лет в Суздальских землях случались
неурожаи. Они и стали причиной мятежа. Восстание охватило всю
округу, для его подавления в Суздаль прибыл Великий князь Ярослав.
Мятеж был жестоко подавлен.
Как и другие
приграничные города Северо-Восточной Руси, древний Суздаль был
крепостью, форпостом в борьбе с набегами кочевников. После смерти
Ярослава Мудрого Суздаль вместе с Ростовом и Белоозером переходит во
владение его сына Всеволода, князя Переяславя, затем город наследует
Владимир Мономах.
В конце XI века за
обладание Ростово-Суздальским княжеством развернулась борьба между
сыновьями Владимира Мономаха и князем Олегом Черниговским. Князь
Олег овладел Суздалем в 1096 году, но был изгнан из города
Мстиславом Новгородским. Уходя, Олег сжег город. Суздаль быстро
восстанавливался, посетивший его Владимир Мономах приказал построить
в нем новый каменный собор.
Постепенно Суздаль
отнимает первенство у стольного города Ростова и при Юрии Долгоруком
становится столицей Ростово-Суздальского княжества, хотя сохраняет
некоторую зависимость от Ростова Великого. В это время границы
княжества значительно расширились, и основой политики Юрия
Долгорукого стало укрепление и сохранение этой земли за своей
семьей.
В 1157 году суздальские
бояре решают пригласить на престол Суздальского княжества Андрея
Боголюбского. Андрей не стал обосновываться в Суздале, а сделал
главным в Северо-Восточной Руси город Владимир. С этого времени
Суздаль начинает терять свое политическое первенство. Не желая
мириться с такой потерей, суздальцы после смерти Боголюбского встают
на сторону рязанских племянников князя Андрея, поддерживая их в
борьбе с братьями Боголюбского - Михаилом и Всеволодом. Но своего
князя Суздаль так и не получил и вошел в состав Владимирского
княжества.
Всеволод Большое гнездо
не оставлял без внимания бывшую столицу. По его повелению храмы и
укрепления Суздаля ремонтируются и обновляются, сам город продолжает
быстро расти. Со смертью Всеволода огромное княжество распадается, и
Суздаль получает второй сын князя Юрий.
Много трагических
страниц есть в истории Суздаля. Не миновало его и нашествие Батыя. В
1238 году к городу подошел большой конный отряд татар. Ворвавшись в
город, вражеская конница полностью выжгла его, население было
перебито или угнано в плен. Спастись удалось немногим. Потребовалось
полтора десятка лет для восстановления Суздаля. С этого времени
город становится центром церковной духовной жизни Руси. В 1262 году
из-за непосильной дани и грабежей в Суздале вспыхнуло восстание
против ордынцев, горожане избили и выгнали сборщиков, и только
благодаря заступничеству Александра Невского, который был вынужден
поехать в Орду «отмаливать люд от беды», город избежал нового
разорения.
С усилением Москвы
суздальские князья все больше теряют свою независимость. Еще раз
занять главенствующее положение среди городов русских Суздаль
попытался после смерти Ивана Калиты. Суздальский князь Дмитрий
Константинович предъявил права на великокняжеский престол и добился
ярлыка на великое княжение. Но за князя московского вступились
бояре, и суздальский покорился.
При сыне Дмитрия
Донского, князе Василии, Суздаль окончательно лишается
самостоятельности, и в 1392 году в город прибывает княжеский
наместник.
Последнюю попытку
восстановить политическую власть в городе суздальские правители
предприняли в 1445 году. Казанские татары пленили великого князя
Василия II, и власть в Москве захватил князь Дмитрий Шемяка.
Суздальские князья Василий и Федор Юрьевич заключили с ним договор о
восстановление былой самостоятельности Суздальского княжества в его
старых границах, но просуществовало соглашение недолго. С поражением
Дмитрия Шемяки в 1450 году договор утратил силу, и суздальские
князья вынуждены были смириться.
Во время правления Ивана
Грозного Суздаль был причислен к опричнине. Чуть ранее здесь, в
Покровском монастыре, жила первая жена великого князя Василия
Ивановича Соломония Сабурова, насильно постриженная в монахини. В
том же монастыре нашли приют и другие боярские и княжеские жены,
мужья которых попали в опалу. К тому времени Суздаль уже считается в
числе «замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются
в место ссылок провинившихся бояр.
Тяжелейшим для города
оказался XVII век. В 1608 году Суздаль был захвачен и разграблен
польскими отрядами Лисовского и, повинуясь силе оружия, был вынужден
присягнуть Лжедмитрия II. Поляки бесчинствовали в городе два года, а
в 1611 году Суздаль вновь был осажен отрядами литовцев. Город
выстоял и с большим трудом начал восстановление. Несмотря на
лишения, большой отряд суздальцев под руководством воеводы
Измайлова влился в ополчение князя Пожарского и выступил на помощь
Москве.
Жизнь в городе
постепенно упорядочивалась, Суздаль возрождался. Но в 1634 году к
нему внезапно подошли крымские татары. Суздаль опять пострадал от
грабежей, однако сумел противостоять захватчикам. Прошло менее
десяти лет, и на город обрушилась новая беда. Сильнейший пожар 1643
года, начавшийся в посадских кварталах, быстро распространился на
центр города и кремль. Суздаль снова пришлось восстанавливать почти
из руин. Не успели горожане полностью воссоздать все, что уничтожил
огонь, как Суздаль охватила страшная эпидемия моровой язвы,
истребившая 1177 человек. В живых осталось лишь 1390. В память об
ужасной беде в центре посада была сооружена часовня «Во имя Креста».
В 1708 году, при
разделении России на губернии Суздаль вошел в число городов губернии
Московской, составив особую Суздальскую провинцию. В конце XVIII
века Суздаль стал уездным городом Владимирской губернии, а в 1798
году город лишился епископской кафедры, которая была перенесена во
Владимир. Это привело к уменьшению значения города.
В XIX, в отличие от
других городов Владимирской губернии, Суздаль приходил в упадок.
Жители начали покидать город и переселяться в крупные промышленные
города.
Отечественная война
1812 года всколыхнула тихую жизнь города. Пожертвования на нужды
армии, наборы в ополчение, упадок торговли - невзгоды войны тяжело
отразились на развитии Суздаля. Но, несмотря на оскудение, горожане
дали обет соорудить величественный памятник в честь разгрома
французов в центре города. В 18113 году была заложена 65-метровая
колокольня при Ризоположенском монастыре, получившая название
Преподобенской. В 1819 году её строительство было окончено.
Жители города промышляли
в основном садоводством и огородничеством, славились местными
вишнями, яблоками. Процветала торговля, ежегодно 23 сентября в
городе проводилась ярмарка, в которой принимали участие купцы со
всей России.
Железная дорога обошла Суздаль стороной, и он остался в стороне от
экономически развитых районов. К концу XIX века в Суздале проживало
всего восемь тысяч человек, большую часть из которых составляли
мещане. Но, несмотря на бедность и малочисленность, жители города
продолжали сохранять и обихаживать храмы и монастыри с богатыми
ризницами и драгоценными памятниками древнерусского искусства.
|